Схема анализа воспитательного процесса

скачать документ в формате *.doc или *.rar

(применяемое подчеркнуть)

Нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса:
- анализ поступков, результатов деятельности и отношений учащихся;
- планирование и проведение мероприятий, развивающих творческие качества учащихся.
Демократические отношения в классе:
- уважительное общение, соблюдение школьных правил;
- учет прав учащихся, тактичность оценки, обеспечение минимального успеха;
- контролируемое доверие, исключение принуждения;
- развитие интересов учащихся.
Проектирование личности учащихся на основе изучения ее интересов и потребностей, сотрудничества с родителями:
- изучение и оценка качеств личности учащихся с помощью педагогических карт;
- индивидуальные консультации и воспитательные занятия;
- составление и выполнение индивидуальных программ воспитания;
- совместные действия с учителями и родителями по реализации программ воспитания.
Ведущая роль творческой деятельности:
- организация коллективных творческих дел в классе;
- творческие ситуации и задания на воспитательных занятиях и мероприятиях;
- индивидуальные творческие дела.
Комплексное воспитание культуры жизнедеятельности:
- рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания;
- воспитание здорового образа жизни;
- изучение и выполнение правил культуры поведения;
- воспитание общей культуры;
- воспитание правил поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение решению социальных проблем;
- профессиональная ориентация.
Социальное творчество учащихся на основе самоуправления их коллективной жизнью:
- анализ и коррекция проблем развития коллектива класса с помощью педагогической карты;
- организация и развитие самоуправления в классе;
- создание и развитие традиций класса,
- проведение общественно значимых дел.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Неудовлетворительный — реализованы отдельные параметры.
Критический -- реализованы отдельные принципы и отдельные параметры в них.
Удовлетворительный— реализована часть принципов и большинство параметров в них.
Хороший --- реализована большая часть принципов и большинство параметров в них.
Высокий --- реализованы все принципы и большинство параметров.
Оптимальный — реализованы все принципы и все параметры.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА 

1. Отметить, каково было начало урока (дисциплина в классе, мобилизация внимания учащихся, их готовность к уроку).
2. Сказать, как было организовано целенаправленное повторение ранее пройденного материала с целью под готовки учащихся к восприятию новых знаний. Важно выяснить: 
а) способы проверки домашнего задания; их эффективность; 
б) виды опроса; их дидактическая целесообразность, характер ответов учащихся - глубина, осмысленность, связность, правильность; 
в) какие иные способы повторения материала были использованы учителем: грамотный разбор, работа с наглядными таблицами, с учебником и пособием; оправданность работы с дидактической точки зрения избранных учителем приемов работы.
3. Определить, в чем состояла психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний (формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала).

4. Раскрыть способы изучения новых знаний: 
а) методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (слово учителя, рассказ, беседа, наблюдения над языком, самостоятельная работа учащихся, лекция в классах старшего школьного звена), их соответствие образовательно-воспитательным целям урока; 
б) работа над новыми понятиями, правилами (выделение существенных признаков понятий, дифференцирующих признаков орфограмм или пунктограмм; осознание существа терминов и т.д.); 
в) систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации; 
г) характер вопросов, задаваемых учителем школьникам (соблюдение принципа научности, требований логики и психологии, особенности речевого оформления вопросов). 

5. Проанализировать способы закрепления материала:
а) выполнение упражнений в устной форме, составление своих примеров; 
б) предупредительные диктанты зрительного и слухового типа; 
в) осложненное списывание; 
г) выполнение упражнений творческого характера; 
д) прочие виды упражнений; дидактическая целесообразность их использования на уроке; 
е) дифференциация упражнений по степени сложности; 
ж) соответствие использованного учителем дидактического материала задачам урока.

6. Проанализировать методику домашнего задания:
а) соответствие задания целям урока; 
б) дифференцированный подход к домашнему заданию;
в) инструктаж.
Отметить, как подводились итоги урока, какие формы учета и оценки знаний учащихся использовались учителем; объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся.

8. Выяснить, какие использовались на уроке наглядные пособия и технические средства. Насколько эффективной была методика их применения?

9. Установить, как на протяжении всего урока реализовывались учителем дидактические и специальные методические принципы; какова была психологическая инструментовка урока. Охарактеризовать в связи с этим деятель­ность учителя на протяжении всего урока (преподавание) и деятельность учащихся (учение).

10.Сделать выводы о том, как на уроке были реализованы требования единого орфоэпического и орфографического режима.

11.Определить, не было ли допущено со стороны учителя перегрузки школьников учебными заданиями или, напротив, недооценки сил учащихся, что могло выразиться в стремлении педагога использовать на уроке упражнения облегченного характера; каков был темп урока. Какое место на уроке занимала самостоятельная работа учащихся?

12.Установить, достигнуты ли цели урока (учебная, воспитательная, развивающая).

13.Дать свои рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы на уроке.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ

1. Установить, какими способами воспроизводились в начале урока ранее усвоенные учащимися теоретические сведения: 
а) индивидуальный опрос учащихся; 
б) фронтальный опрос; 
в) проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений;

2. Охарактеризовать способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.).

3. Дать характеристику вопросов и задач, которые предлагались учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках: вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне).

4. Отметить, как было организовано на уроке сопутствующее повторение материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материал, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно не связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом, но подлежит повторению в силу того, что он представляет для учащихся известные трудности и подвергается забыванию (тематическая группировка материала по сходству орфограмм или пунктограмм, сравне­ние, сопоставление и противопоставление повторяемых правил, обнаружение причин смешения в практике употребления в устной и письменной речи тех или иных правил и языковых норм, устранение этих причин и т.п.).

5. Установить, как на повторительно-обобщающих уроках осуществлялось обобщение и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков по целым темам и большим разделам программы (объединение соответствующих теоретических сведений и практических навыков в большие тематические группы, их сопоставление, сравнение и противопоставление, осознание языковых фактов на понятийном уровне, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность).

6.Показать, как постепенно наращивались на уроке трудности и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разного рода тренировочных упражнений и заданий теоретического характера.

7. Определить, насколько рационально соотносились на уроке различные виды тренировочных упражнений (осложненное списывание, обучающие диктанты, само­стоятельная речевая деятельность школьников).

8. Установить, в какой степени и какими путями осуществлялась дифференциация упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся (характер упражнений по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися). Каков удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке? Не наблюдалось ли однообразия в выборе упражнений при организации самостоятельной работы школьников?

9. Отметить, какие задания предлагались учащимся на дом (одинаковые для всех или дифференцированные по степени сложности), как предлагались эти задания учащимся (анализировать ли некоторые примеры, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома или только лишь назывались номера соответствующих упражнений).

10.Определить, какой был достигнут на уроке уровень теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся (осознанность, глубина знаний, прочность орфографических, пунктуационных, речевых навыков, степень их обобщенности).

11.Сделать выводы о том, насколько результативным оказался дифференцированный подход учителя к различным по уровню подготовки по группам учащихся (выравнивание уровней знаний, умений и навыков слабо подготовленных учащихся, продвижение в развитии сильных учеников).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

2. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие примененных методов изучения материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения.

 

 

Официальный сайт районного отдела образования Кимрского района Тверской области